Тенденция к укрупнению бизнеса в самых различных отраслях и стремлению государства взять его под свой если не контроль, то уж во всяком случае присмотр, становится все более очевидной. Чтобы убедиться в справедливости подобного предположения, достаточно было отслеживать и анализировать изменения, происходившие в последнее время на алкогольном рынке. В этом же ряду стоит дело «ЮКОСа», прогремевшее чуть ранее. Причины мер, проводимых государством с целью вымывания мелких предпринимателей, понятны. С выжившими в результате законодательных перетрясок несколькими крупными «акулами» проще иметь дело и договариваться. Так ли это хорошо для потребителя? Да вроде бы страшного ничего нет. Положа руку на сердце -
чаще всего ни холодно, ни жарко. Если не считать временного сокращения алкогольного ассортимента, то обычный гражданин эти изменения практически не замечает в своей жизни. Об одном из правительственных решений, продолжающих курс на укрупнение бизнеса, на этот раз в сфере туризма, шел разговор во время совещания руководителей крупнейших компаний Мурманской области, осуществляющих туризм на реках Кольского полуострова. Проводила его консультант областного департамента экономического развития Марина Ковтун. С января 2007 года отменяется лицензирование турагентов и туроператоров, и документом, разрешающим их деятельность, станет выписка из специально созданного госреестра операторов.
Необходимым условием включения в реестр будет финансовая гарантия рисков туристических фирм перед клиентами. Ее размер - 10 миллионов рублей для работы в сфере международного туризма и 1 миллион - в сфере внутрироссийского. Правда, сам механизм этих гарантий еще не прописан. Будет это страховая либо банковская гарантия, которую можно будет получить под залог имущества или оборотов, - пока не ясно. Ясно другое. Так или иначе налицо тенденция не только к укрупнению бизнеса. Марина Ковтун полагает, что введение экономических гарантий заставит мурманских операторов, ныне работающих напрямую с зарубежными партнерами, пойти на поклон к крупным московским фирмам.
Этого трудно избежать, так как объемы продаж по рыбалке на реках Кольского полуострова ничтожны по сравнению с продажами московских гигантов туристического бизнеса, отправляющих ежедневно десятки рей- сов с туристами в южные страны. Сложно выделить из скромных доходов и так или иначе «омертвить» такую крупную сумму, как 10 миллионов рублей. Интересно, что от турагентств не требуется никаких гарантий, а ведь именно агентства продают туры напрямую клиенту.
В общем, легкой жизни у фирм, ведущих туристический бизнес в нашей области, не предвидится. Большой разговор о том, как дальше развивать это направление предпринимательства, намечен на ноябрь. К тому времени и с нормативными документами будет больше ясности. Принимавшие участие в совещании руководители крупнейших мурманских турфирм обсудили основные направления подготовки ноябрьской научно-практической конференции «Развитие рыболовного туризма на Кольском полуострове». Ее организаторами станут два областных департамента: экономического развития и рыбной промышленности при поддержке «Россельхознадзора», ПИНРО, «Мурманрыбвода» и других заинтересованных организаций. Будем надеяться, что местный бизнес выплывет и из этой передряги и не пойдет в вассалы к «московским боярам» от туризма.
www.votpusk.ru